Покров Пресвятой Богородицы — праздник, отмечаемый преимущественно в русском православии; в Русской Церкви считается одним из великих. Имеет фиксированную дату празднования — 1 октября по юлианскому календарю, 14 октября по современному стилю.
В основу праздника положено предание о явлении Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе в 910 году. На Руси этот праздник широко отмечался в крестьянском быту, вобрав в себя многие обряды древнеславянских осенних празднеств в ознаменование окончания полевых работ.
В 910 году, при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии, византийская империя вела войну с сарацинами — мусульманами (в ряде источников — с племенами русов) и Константинополю угрожала опасность.
В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда Влахернский храм был переполнен молящимися, святой Андрей, (Андрей, созерцавший данное видение, был славянин, в молодости попавший в плен, в четвёртом часу ночи, подняв глаза к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озарённую небесным светом и окруженную ангелами и сонмом святых (Богородицу сопровождали Иоанн Креститель и Иоанн Богослов).
Время установления праздника на Руси точно не определено; есть предположение, что он был заимствован от Константинопольской церкви, которая впоследствии его оставила. Большинство исследователей связывают историю появления праздника с именем князя Андрея Боголюбского.
В 1164 году князь одержал победу над врагами. Перечитывая Житие Андрея Юродивого, славянина, жившего в Царьграде в X веке, князь встретил рассказ об одном из чудесных видений подвижника. Князь Андрей Боголюбский в Слове об установлении праздника Покрова пишет: «Се убо егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение бысть без празднества. Восхотех, да не без праздника останется святой Покров Твой, Преблагая».
На Руси храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году князем Андреем Боголюбским, которым и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зверинский монастырь); в Москве царем Иваном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).В нашем городе также имеется приход Покровской церкви. И это не случайно…
Ранее как известно г.Урюпинск был станицей. В нашем городе проживают и проживают казаки. А праздник Покрова Пресвятой богородицы является престольным казачьим праздником.
А история становления праздника казачьим такова. 18 июня 1637 года казаки Войска Донского в союзе с казаками –запорожцами под предводительством наказного атамана Михаила Ивановича Татаринова осадили г.Азов, принадлежавший Турецкой империи. В городе находился гарнизон из 4000 отборных янычар. Казачье войско состояло из 2000 донцов и 500 казаков-запорожцев, всю артиллерию тогдашнего Войска Донского составляли 4 легкие пушки. Несмотря на численное превосходство турок и подходившую помощь из Керчи,Темрюка и Тамани в результате кровопролитных боев Азов после взрыва укреплений был взят штурмом. Теперь его надо было удержать. Турки не смирились с потерей Азова и в 1641 г. предприняли попытку захватить Азов.
Так весной 1641г. огромная рать отправилась морем из Царь-града (Стамбула) и сухим путем из Крыма. В войске было 6000 наемных мастеров осадного дела, Войско составило более 100000 человек. Крупная артиллерия составила 129 стволов, полевых пушек 674, мортир -32, с моря Азов обложили 45 больших кораблей, и множество мелких.
24 июля 1641 г. войска подошли к Азову и началась осада, которая вошла в историю «Всевеликого казачьего войска» как «Азовское сидение». Азов обороняли 5000 казаков. Крепость Азова была полностью стерта, казаки за время боя за город возвели 4 вала. По ночам делались вылазки в лагерь турок. Боевые действия продолжались до конца сентября . Из 5000 казаков, погибло 3000, оставшиеся в живых были все ранены, продовольствия в городе не было. В ночь в преддверие праздника Покрова казаки решились на последнюю вылазку. Утром пал туман и оставшиеся в живых казаки вышли из лагеря в последний бой с молитвой. Но турецкий лагерь был пуст. Турецкое войско отступило.
Так день Покрова Пресвятой Богородицы стал престольным праздником Донских казаков.